12.11.19

Публичные слушания по проекту областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

 

С докладом по Заключению Контрольно-счетной палаты Курской области  на проект закона Курской области об областном бюджете на 2020 год и плановый период выступила председатель КСП Людмила Анатольевна Фомина.

Контрольно-счетная палата провела экспертизу бюджета по вопросам обоснованности доходных и расходных статей, источников финансирования дефицита бюджета и размера долговых обязательств, нормы бюджетного законодательства соблюдены.

В соответствии с бюджетным законодательством, проект областного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития Курской области.

Согласно статье 35 Федерального закона №172-ФЗ  «О стратегическом планировании в Российской Федерации» прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период должен разрабатываться ежегодно на основе стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Стратегия социально-экономического развития Курской области разработана еще в 2007 году на период до 2020 года, с учетом текущего времени ее необходимо актуализировать.

Для формирования проекта областного бюджета выбран «базовый» вариант прогноза.

 

Инвестиции в основной капитал в 2020 году запланированы в сумме 132,4 млрд. руб. с ростом физического объема лишь на 1%., вместо рекомендуемых Президентом РФ 5%.

Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» к приоритетным целям развития РФ отнесены обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации.

Исполнение доходной части областного бюджета в 2020 году планируется обеспечить на 77,7% за счет собственных доходов, формируемых налоговыми и неналоговыми поступлениями в сумме почти 46 млрд. руб. или с ростом на 3,2% по сравнению с предусмотренными значениями 2019 года, при этом неналоговые доходы  составят –638 557,8 тыс. рублей или  со снижением на 7,8% от назначений 2019 года.    

Необходимо отметить, что законопроектом не учтены изменения федерального законодательства согласно которым увеличиваются ставки акцизов, изменения транспортного налога.

Потенциальными резервами увеличения доходов остаются: принятие действенных мер, направленных на погашение задолженности по уплате обязательных платежей, взыскание доначисленных платежей, снижение недоимки по налогам и сборам.

В проекте сохраняется социальная направленность расходов, доля средств на социально-культурную сферу в 2020 году составит 67,6 % (в плановом периоде – 68,4% и 69,3 %), при этом ряд расходов не обеспечивают существующую потребность:

В 2020 году значительно увеличатся расходы по 4 разделам:

- ассигнования раздела «Охрана окружающей среды» в проекте увеличены на 36,2% от базового уровня, в основном за счет планирования средств на разработку проектно-сметной документации по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в целях участия Курской области в реализации федерального проекта «Чистая страна»;

- раздел «Физическая культура и спорт» проектом планируется с увеличением ассигнований на 42,6% в основном на предоставление трансфертов муниципальным образованиям за счет направления средств федерального бюджета.

Кроме того, по разделам «Образование», «Культура, кинематография», «Здравоохранение» ассигнования на 2020 год в среднем увеличиваются на 25% в основном по причине распределения федеральных средств.  

         Несмотря на значительные объемы расходов заложенных на социальную сферу выполнить полностью стоящие перед областью задачи по ряду полномочий в полном объеме не получается.

Остается недостаточным финансовое обеспечение потребности здравоохранения. В проекте областного бюджета на 2020 год средства на финансовое обеспечение выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Курской области предусмотрены в сумме 3 664 млн. рублей, что на 328  млн. рублей (на 8,2%) меньше расчетной стоимости программы. Таким образом, дефицит Территориальной программы составит 8,2%.

По-прежнему сохраняется проблема с обеспечением жильем детей-сирот. В Курской области по состоянию на 01.10.2019 года право на обеспечение жилыми помещениями имели 1451 человек из числа детей-сирот, из которых подлежащие обеспечению в 2019 году – 897 человек, при этом, предусмотренных в бюджете на 2019 год средств (536 019,7 тыс. рублей) недостаточно, на обеспечение потребности. Необходимо дополнительно  около 700 млн. рублей.

Полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не исполняются в полном объеме, в связи с недостаточностью средств и отсутствием требуемого количества жилых помещений на рынке жилья.

         В ходе проверки установлена потребность в дооснащении и замене устаревшей пожарной техники и оборудования .На период проверки (сентябрь 2019 года) из 136 пожарных автоцистерн 103 эксплуатируются сверх нормативного срока - от 10 до 40 лет, имеется потребность в 5-и пожарных автолестницах.

Проект областного бюджета сформирован в программной структуре расходов на основе 27 госпрограмм, охват бюджетных средств программным и расходами составляет 93%

 

Коэффициент долговой нагрузки областного бюджета в 2020 году составит 19,5% и снизится относительно значения аналогичного показателя 2019 года. В предстоящем бюджетном цикле планируется дальнейшее снижение долговой нагрузки на областной бюджет до 17,3% в 2022г.

 

По результатам проведенного анализа законопроекта Контрольно-счетная палата Курской области предлагает Курской областной Думе принять законопроект, рекомендовав Администрации Курской области:

- уточнить поступления транспортного налога, в связи со снижением ставки транспортного налога;

- скорректировать в законопроекте объем поступлений по налогам на товары (работы, услуги), реализуемым на территории РФ с учетом изменений в законодательстве вступающих в действие с 01.01.2020 года;

- предусмотреть в Методиках и расчетах распределения межбюджетных трансфертов изменения законодательства Курской области, определяющие предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в части установления показателей (критериев) распределения;

- предусмотреть в областном бюджете средства на обеспечение потребности в ассигнованиях: на предоставление субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ; на покрытие дефицита Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Курской области; на обеспечением жильем детей-сирот; дооснащение, замену устаревшей пожарной техники и оборудования и т.д.;

- утвердить в установленном порядке государственную программу "Комплексное развитие сельских территорий Курской области", исключая дублирование основных параметров;

- при планировании ассигнований программных расходов использовать результаты оценки их эффективности;

- определить орган исполнительной власти, ответственный за выявление и сокращение объема незавершённого строительства и разработать план снижения объема и количества объектов незавершённого строительства;

- ассигнования в сумме  165 466,9 тыс. рублей, предусмотренные на погашение кредиторской задолженности перед транспортными организациями в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы, обеспечение перевозки пассажиров в Курской области и безопасности дорожного движения», отразить по непрограммной части расходов областного бюджета;

- привести стати 10 и 17 законопроекта в соответствие с БК РФ.