История

Закон о Контрольно-счетной палате был принят Курской областной Думой 14 сентября 1998 года, однако, её практическое становление началось с 3 февраля 1999 года: областной Думой было принято постановление о назначении председателя Контрольной комиссии (ныне Контрольно-счетная палата). Позднее утверждены кандидатуры четырех аудиторов. Начали свою работу сотрудники аппарата, обеспечивающие деятельность палаты.

Областным законом «О Контрольно-счетной палате Курской области» она определена как постоянно действующий орган государственного финансового контроля области, обладающий организационной и функциональной независимостью, образуемый Курской областной Думой и подотчетный ей. Эти положения закреплены и в Уставе Курской области.
С самого начала палата имеет статус юридического лица, средства на её содержание, выделяются в областном бюджете отдельной строкой.

Становление палаты сопровождалось совершенствованием законодательной базы и ее структуры. Изменения и дополнения были направлены на уточнение и регламентацию прав и обязанностей председателя, аудиторов и сотрудников (в первоначальном варианте областного закона их вообще не было), полномочий палаты как участника бюджетного процесса, а также в области административных правонарушений по финансовым вопросам.

Контрольно-счетная палата работает по годовому плану, формируемому председателем палаты с включением письменных обращений Губернатора, председателя областной Думы, ее постоянных комитетов. План утверждается областной Думой, изменения в план, в случае необходимости, также вносятся областной Думой.

Работниками палаты ежегодно проводится 35- 40 проверок, обследуется около 150 объектов.

За прошедшие 10 лет составом палаты проведено 366 контрольно-ревизионных мероприятий, выявлены нарушения финансового и бюджетного законодательства на сумму 4086,3 млн. руб., 16,8 тыс. $ и 8,9 тыс. DM, в том числе:

  1. использование средств не по целевому назначению составило 1251,3 млн. руб.;
  2. с нарушением требований действующего законодательства – 951,6 млн. руб., 16,8 тыс. $ и 8,9 тыс. DM;
  3. неэффективно – 737,1 млн. руб.; потери составили 1146,3 млн. руб.

Большая часть нарушений выявлена в первые годы работы палаты, что свидетельствует о динамичном её становлении как органа финансового контроля и росте профессионального мастерства её работников.

Для восстановления средств использованных не по целевому назначению, с нарушением требований действующего законодательства либо неэффективно применяется весь арсенал средств:

  1. по результатам мероприятий информируются областная Дума и Губернатор Курской области, руководители ведомств и организаций;
  2. за 10 лет направлено 445 представлений и предписаний по устранению выявленных недостатков;
  3. приняты к реализации органами исполнительной власти сотни предложений по совершенствованию деятельности подведомственных организаций и других получателей бюджетных средств;
  4. более 60 материалов проверок направлены в правоохранительные органы;
  5. по наиболее важным проверкам принимались решения коллегии Контрольно-счетной палаты, бюджеты по результатам 10-летней деятельности палаты, превышает 389 млн. руб.

Одним из главных направлений является экспертно-аналитическая деятельность палаты.
За десятилетие подготовлено более 100 аналитических материалов, 1675 экспертных заключений на проекты областных законов, и иных нормативных документов, внесено около 500 предложений по их содержанию, большинство из которых реализованы

Более половины контрольных и аналитических мероприятий проводится с использованием элементов аудита эффективности.
Палата работает в тесном контакте со Счетной палатой Российской Федерации, Ассоциацией контрольно-счетных органов России, региональными контролирующими и правоохранительными органами, заключила договора о сотрудничестве в вопросах финансового контроля с представительными органами некоторых муниципальных образований.

Все сотрудники палаты имеют высшее образование, восемь имеют два высших, получают второе высшее образование 2 человека. Всем государственным служащим присвоены гражданские классные чины (половина из них имеют чин 1 класса), 2/3 сотрудников имеют стаж государственной гражданской службы более 15 лет.